Что должен уметь ребёнок в 1 год? Какие навыки у малыша в 12 месяцев?
Всем доброго дня! Ребенок в 1 год уже владеет многими навыками. Он сильно отличается от того маленького беззащитного комочка, который принесли из роддома 12 месяцев назад. Постепенно он приобретал новые «умелки» и радовал ими вас, своих родителей.
Сегодня напишу усредненный вариант, что же должен уметь к году ребенок. Конечно, все дети разные и развиваются в своем индивидуальном темпе. Но родители должны заниматься со своим чадом, чтобы он не отставал в развитии.
Например, если не делать ежедневно младенцу гимнастику и легкий массаж, у него будут слабые мышцы, он будет физически хуже развит, чем тот ребенок, которому мама проводит эти процедуры. Если с малышом мало разговаривать, у него будет меньший пассивный словарный запас и т.д.
Также читайте: меню ребенка в 1 год с некоторыми полезными рецептами.
Содержание:
Физиологическое развитие малыша в 1 год
✅ В среднем к 12 месяцам ребенок весит в три раза больше, чем при рождении. Далее он будет уже значительно медленнее набирать вес, «вытягиваться», пухлые щечки, ручки и ножки постепенно будут «таять», так как в жизни малыша появляется много физической активности.
✅ Стопы в год еще плоские, присутствуют жировые подушечки, которые постепенно будут уходить и будет формироваться свод стопы. Поэтому ни о каком плоскостопии в этом возрасте говорить не приходится. Нельзя обувать младенца в ортопедическую обувь, она никак не будет способствовать правильному формированию стопы. Наоборот, дома нужно ходить только босиком, желательно по разным поверхностям (купите массажные коврики).
✅ К этому возрасту среднее количество зубов — 8. Но у некоторых может появиться только первый зубик, а другие могут похвастаться набором в 12 штук. Это все варианты нормы.
Какие навыки должны быть у ребенка в 12 месяцев
✅ Из двигательных навыков в этом возрасте уже присутствует (чаще всего) полный набор: ребенок умеет сидеть на попе и на корточках, вставать с этого положения, ползать, стоять, ходить с поддержкой и у опоры. Также многие уже начинают ходить самостоятельно.
Движения малыша становятся более скоординированными, четкими. Но при ходьбе он может спотыкаться, врезаться в препятствия, из-за этого часто падать.
✅ Они могут залезть на диван, стул, ползать по лестнице. Здесь нужно следить, чтобы мебель была устойчива и ребенок не смог ее опрокинуть. Не все дети умеют правильно слазить на пол (не головой вниз, а ногами), поэтому необходимо научить их этому важному навыку.
✅ К году у малыша хорошо развивается зрительная память. Он помнит людей, которых часто видит, узнает их, может пугаться чужих.
✅ Младенец уже может положить кубик на кубик, строя невысокую башню (из 2-3 кубиков). Также он может надеть кольцо на стержень, формируя пирамидку. Правда, пирамидка получается еще без учета размера колец. Правильно собрать пирамидку ребенок сможет к двухлетнему возрасту.
✅ Появляются первые осознанные слова, которые всегда означают одно и тоже. Проще всего малышу говорить слова, состоящие из одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, бо-бо, ля-ля. Также могут быть слова, обозначающие животных: ав-ав, кис-кис, му-му и т.д. Разные предметы он может говорить по-своему. Если он один и тот же предмет всегда называет одинаково, то это тоже можно считать за слово (например, машинка — би-би, гулять — гу-гу, есть — ам и т.д.).
✅ У ребенка в пассивной речи на этот момент уже 30-40 слов. Он понимает значение слов «можно», «нельзя», «дай», «на», «покажи», он может показать части тела (носик, ротик, лобик и т.д.), знает некоторых животных, может показать их на картинке и на улице, причем делает это указательным пальцем.
✅ Крупные предметы годовасик берет всей ладонью, а мелкие может удерживать двумя пальцами — большим и указательным.
✅ Малыш уже может держать кружку и ложку и самостоятельно есть и пить, используя их.
✅ Дети любят музыку. Они под нее двигаются, хлопают в ладоши, пытаются «подпевать».
✅ Шкафы, ящики очень интересуют годовалых детей. Они их открывают, достают содержимое. Также могут уже складывать предметы в коробки, убирая за собой.
✅ Хорошо развито подражательство. Малыши повторяют действия как за другими детьми, так и за взрослыми, становятся маленькими «обезьянками».
✅ В этом возрасте дети активно выражают свое согласие или несогласие, у них развивается самостоятельность. И если Вы не дадите младенцу сделать самому, что он захочет, то можете в результате получить истерику.
Поэтому нужно иногда набраться терпения и подождать, пока он сам будет пытаться надеть носки, пока он сам будет есть ложкой и т.д. Таким образом Вы будете взращивать его самостоятельность, не пытайтесь сделать все за него в целях экономии времени.
✅ Кроха уже пользуется жестами. Он может помахать ручкой «пока», отрицательно покачать головой, выражая несогласие, указывать на себя.
В какие игры нужно играть с ребенком в 1 год?
✅ У ребенка должен быть какой-нибудь музыкальный инструмент, так он будет развивать свой слух. Хороший вариант — ксилофон, на котором можно услышать как низкие, так и высокие звуки. Хорошо, когда вы будете сравнивать звуки с природными явлениями (образное мышление). Например, стукнули по клавише с низким звучанием и проговорили — так топает мишка. Произвели высокий звук — так щебечет птичка.
✅ Матрешка поможет познакомиться с понятиями больше-меньше. Тем более с этими куклами можно разыгрывать различные театральные сюжеты, что тоже будет на пользу годовасику.
✅ Игрушка-каталка. Здесь просто огромный выбор. Все дети любят что-то тащить за собой или толкать. Это может быть машинка на веревочке, коляска или специальная каталка, которая может издавать звуки при движении и даже светиться.
✅ Мяч. Отлично развивает крупную моторику. Ребенок может его катать по полу. А также нужно учить его бросать мяч и ловить, чтобы развивать координацию движений.
✅ Всевозможные сортеры и рамки-вкладыши. Малыш будет учиться сортировать предметы по цвету, форме. При этом нужно по несколько раз проговаривать название фигур и цветов.
✅ Ну и как же без любимого песка. Дома можно играть кинетическим. А на улице посещать песочницу (если позволяет погода), учиться набирать в совочек и пересыпать в ведерко или ситечко.
✅ Также хорошо развивать пальчики мягким пластилином и соленым тестом, которое можно замесить самостоятельно.
✅ Игры с крупами и макаронами для развития мелкой моторики, рисование пальчиком на манке, рассыпанной на подносе, или пальчиковыми красками. Можно предлагать вставлять в дуршлаг ватные палочки, делая «ежика». Или учиться снимать прищепки.
✅ Игры с водой. Думаю, все дети любят играть со струйкой воды, пока набирается ванна для купания. Они набирают ее в чашечки и другие емкости, переливают и снова набирают.
✅ Уже можно покупать пазлы из 2-3 деталей, чтобы развивать логику и интеллект.
✅ Ребенок любит прятать и искать игрушки. Поэтому игра «найди зайку/мишку» будет им воспринята положительно.
✅ Можно играть в сюжетные игры. Например, кроха может ухаживать за куклой или мягкой игрушкой, покормив ее, уложив спать и т.д.
✅ Обязательно в жизни малыша должны присутствовать книги. В таком возрасте они должны быть картонными, с толстыми листами, с красивыми картинками. Читайте ребенку побольше стихов и потешек ежедневно, это будет развивать речь.
✅ Замечательная игрушка — бизиборд. Сейчас в магазинах огромный выбор различных моделей. Но можно попросить папу, чтобы он сделал такую развивашку своими руками. К доске можно прикрутить выключатели, крутящиеся шестеренки, розетку с вилкой, различные замочки, молнии, колокольчики, нажимающиеся кнопочки, шнуровки и многое другое. Тут уже все зависит от вашей фантазии. В интернете много картинок, которыми можно вдохновляться.
✅ Сенсорная коробка. Также, как и с бизибордом, можно купить готовую игрушку. Или самостоятельно вырезать кусочки из различных материалов по 2 шт. Кроха вытаскивает из коробки, например, кусочек замши, пробует его на ощупь, запоминает. Попросите найти второй такой же кусочек.
✅ Помимо игр нужно включать малыша в свои домашние дела. Вместе с ним пылесосить, мыть пол, поливать цветы, готовить, протирать пыль и т.д. Давать ему несложные задания, которые он будет выполнять на своем «детском» уровне.
Когда стоит насторожиться и показать малыша неврологу
✅ Если ребенок еще сам не ходит, сходите на прием к врачу. Некоторые дети могут пойти и через месяц-три, это тоже является нормой.
✅ Если есть ассиметрия при ходьбе. Например, ходит, ступая на носочек, заваливает стопы внутрь и др.
✅ Также, если малыш еще не говорит ни одного слова, не понимает Вашу речь, не выполняет легкие просьбы, не использует жесты, все движения стереотипные, не смотрит в глаза, не проявляет любознательность, не интересуется игрушками, не знает своего имени, не идет на контакт. Это может быть признаком задержки психо-речевого развития, а также нарушения слуха.
Еще в год ребенок должен пройти мед. комиссию, в которую входят такие врачи: невролог, стоматолог, ортопед, хирург, лор, окулист, педиатр.
Это основные навыки которые формируются у малыша к первому году жизни. Пишите в комментариях, что еще умеет делать Ваше чадо, которое развивается очень быстро, только и успевай замечать за ним все новые и новые умелки.
Всем детям желаю здоровья, до встречи в следующей статье!