Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях
Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.
Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.
Содержание:
Небольшая история моих детей
У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.
Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.
Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.
Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.
Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.
Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.
В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!
Как определить готовность ребенка к обучению чтению?
Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:
- Ребенок умеет хорошо говорить. Он хорошо произносит все звуки, может правильно строить предложения, может рассказывать длинные истории или пересказывать просмотренный мультик.
- Если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то сначала лучше научить его эти звуки произносить правильно. Сейчас есть много видео, где логопеды показывают, как ставить тот или иной звук. Каждый поставленный звук нужно обязательно автоматизировать в речи. На это уйдет около месяца. И только после этого ставить следующий звук. Можно воспользоваться услугами логопеда.
- Заинтересованность ребенка — важный момент в начале обучения чтению. А, чтобы эта заинтересованность была, читайте ему почаще сказки, стихи и рассказы. И сами тоже читайте книги для себя. Если ребенок будет видеть, что мама любит читать, то поймет, что это интересно и увлекательно. Помню, моя мама много читала, и мне всегда было интересно узнать, что пишут в ее книге. Это любопытство и было толчком к учебе.
- Усидчивость ребенка играем не маловажную роль в процессе обучения. Для того, чтобы научить ребенка читать, нужно выделять ежедневно хотя бы 10 минут. И ребенок должен все это время быть сконцентрированным, не отвлекаться на посторонние вещи. Если ребенок убегает, шалит, смеется, «витает в облаках», то, возможно, ему еще рано учиться читать.
- Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать, куда это влево-вправо, вниз-вверх.
- У ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Он должен слышать и узнавать звуки в слове: в начале, в середине и в конце. Для этого с детьми играют в специальные игры, которые закрепляют этот навык.
Как подготовить ребенка к чтению?
Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.
Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?
Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.
Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.
Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.
Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.
В каком возрасте учить ребенка читать?
Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.
Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.
На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.
Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.
Как научить ребенка читать дома?
Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.
Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.
В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.
Некоторые рекомендуют сначала выучить весь алфавит, а потом уже переходить к чтению слогов и целых слов. Но именно методика Жуковой позволяет научиться читать быстро, сразу понимая, как образовываются слова.
В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.
Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.
- На каждом занятии повторяйте пройденные буквы. «Повторение — мать учения» — эта поговорка здесь очень кстати.
- Изучив буквы «а» и «м» нужно научить ребенка составлять с ними слоги. Обучать нужно от простого к сложному. Сначала пробуем читать открытый слог «ма». Как видите по скриншоту букваря, буквы пишутся на расстоянии друг от друга. Ребенку нужно «добежать» от одной буквы к другой: «ммммаааа». Первый звук произносится протяжно и соединяется со вторым звуком.
- Нельзя, чтобы ребенок произносил слог побуквенно. То есть, «м», «а» — «ма». Этот навык может закрепиться, потом от него сложно будет избавиться. Нужно, чтобы он сразу читал слог, как написано в абзаце выше.
- Когда ребенок усвоит алгоритм образования простых открытых слогов, нужно научить читать его закрытые слоги: «ум», «ам». Знаю по своему опыту, что этот пункт выполнить будет сложнее, чем предыдущий.
- Поняв, как образовываются такие слоги, ребенок сможет читать короткие слова: «ма-ма», «ра-ма», «ва-за», «ду-га».
- Следующий шаг — понять, как читать закрытые слоги: «гав», «раз». Ребенок читает сначала, как он привык «га» и добавляет к нему звук «в». Получится целый слог. Сложностей на этом этапе не должно возникнуть. Но может быть сложно читать такие слоги в целом слове, если нет разделений на слоги: «баран», «карта».
- Еще сложнее ребенку понять, как соединить вместе две согласные буквы в слоге: «град», «хлыст». Такие сочетания оставьте напоследок. Вначале нужно закрепить более легкие слоги.
В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.
Важные правила при обучении чтению
Когда ребенок будет читать предложения, следите, чтобы он делал паузу между словами. Нужно, чтобы ученик понимал, о чем он читает, а не просто механически читал слоги.
Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.
Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.
Нельзя сопровождать чтение негативными эмоциями ребенка. Если ребенок раскапризничался, не стоит его заставлять читать дальше. Так Вы только отобъете желание вообще учиться. Процесс превратится в каторгу. Переключите внимание ребенка от того, что ему не нравится. Нужно, чтобы было у ребенка хорошее настроение во время занятий.
Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.
Интересное видео, как научить ребенка читать
Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.
Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.
Если статья Вам была полезна, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях, нажав кнопочки ниже.
Вспоминаю свое детство. Еще до школы я уже читал газеты и был в курсе политических новостей, потому что вокруг в семье была культура чтения. Читали мама и бабушка, дедушка и прабабушка, все шкафы были уставлены книгами, и мне было очень интересно, что же за сокровища там хранятся.