Что происходит с душой человека после смерти. Мытарства души в православии
Люди всех религий всегда верили в то, что душа человека не умирает вместе с телом, но продолжает жить в потустороннем мире. В настоящее время это стало и научным фактом. Некоторые врачи исследовали этот вопрос, расспрашивая тех больных, которые умерли, но ожили после реанимации.
Человек — это не животное. Его личность, его «я» продолжает жить и после смерти тела, личность неуничтожима. Что же случается с душой человека, когда после разлучения с телом она входит в духовное царство?
Православное понимание жизни души после смерти основано на Священном Писании и Священном Предании (опыте святых отцов, Богослужебных текстах, житиях святых). Пытаясь осмыслить потусторонний мир, посмертное состояние души и ее мытарства, мы должны иметь ввиду, что там все не так, как здесь, там все совсем другое.
Содержание:
Душа человека после смерти: что с ней происходит по дням
На земле никто не живет вечно, и тем не менее все боятся смерти. Недаром наша Церковь всегда молится о даровании нам христианской кончины безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Судище.
Поэтому нужно заранее просить у Господа христианской кончины. Наша единственная надежда — это милосердие Божье ко всем верующим в Него и сознающим свои недостатки и грехи. Нужно молиться, как мытарь: «Боже, милостив буди мне грешнику» или «Господи, Иисусу Христе, помилуй мя, грешного».
Земная жизнь для христианина — это подготовка к вечности (к смерти). Кто идет к Христу с верой, посильным исполнением евангельских заповедей и покаянием, тот будет с Ним и после смерти. «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6;37).
Каждый человек в глубине своей души чувствует свое бессмертие. Это действительно так: человек бессмертен. А то, что называется смертью, это только переход из одного состояния в другое или второе рождение из материального мира в духовный мир, в вечность.
Посмертное состояние человека прямо зависит от его стремлений, сердечных расположений и поступков в земной жизни.
Если человек стремится к Богу, стремится любить ближних, жить со всеми в мире, быть милосердным (и исполнять другие заповеди по своим силам), то такой человек и после смерти будет в раю, с Богом.
А если человек, живя на земле, стремится ко злу, стремится быть во всем первым, завидует, унывает, ропщет, гневается на ближних, обижает (и исполняет другие страсти), то такой человек и после смерти будет в аду, с демонами-мучителями, повеления которых он исполнял.
Куда уходит душа человека сразу после кончины
Очень интересен рассказ К.Икскуля «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Описывая свою клиническую смерть, автор сначала испытывал тяжесть, давление. А когда душа освободилась, вырвалась из тела, влекущего его к земле, почувствовала необычайную легкость.
Увидев на койке свое бездыханное тело, Икскуль сначала не думал о смерти, потому что чувствовал себя таким же живым, все сознающим, видящим, слышащим, способным говорить, думать, двигаться. У души появляется большая острота и быстрота ее умственных способностей. При виде своего двойника и врачей около него, он недоумевал: «Как же это? Я чувствую себя здесь, между тем и там тоже я?»
Оглядев себя, он увидел, что это действительно он, такой же, каким он себя знал. Значит, душа имеет форму человеческого тела. Но осязать он себя не мог: рука проходила через тело, как через воздух. К доктору он не мог дотронуться, и при ходьбе не прикасался к полу: оставалось малое пространство, которое он не мог преодолеть.Окружавший воздух был слишком плотен для тонкого тела души.
Атмосфера не передавала звуков голоса умершего, и он почувствовал одиночество, разобщенность с внешним миром и панический страх. Икскуль верил в Бога, но не верил в загробную жизнь, и поэтому не сразу смог осознать свою смерть. Существует множество подобных свидетельств посмертных переживаний.
По церковной традиции, первые 2 — 3 дня после кончины душа наслаждается относительной свободой, пребывая в условиях земного притяжения.
Она еще пытается общаться с родными и близкими людьми. Душа может мгновенно переноситься из одного места в другое, только подумав о нем. Душа, привязанная к земле, обычно проводит это время возле своего тела. А верующая душа может посещать святые места, может побывать и в Иерусалиме. Можно перед смертью наметить план, какие места вы хотите посетить.
В час смерти или немного позже обычно душу встречают два Ангела: один — Ангел-Хранитель, другой — встречный Ангел. Ангелы имеют образ блистающих красивых юношей. Их обязанность — сопровождать душу новопреставленного в загробный мир. И два первых дня душа ходит по земле в сопровождении этих Ангелов.
Но это общее правило касается не всех душ. В православной литературе мы читаем, что святые, не привязанные к земным вещам и все время ожидающие перехода в иной мир, сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие, подобно Икскулю, восходят ранее двух дней по особому Божьему соизволению.
Что происходит с душой на 3 день
После смерти человека ожидает частный суд: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9;27). Этот суд решает судьбу души до Страшного Суда.
На 3-й день Господь повелевает душе вознестись для поклонения Богу (в подражание Воскресения Христа на 3-й день после смерти). Ангелы берут тонкое тело души под руки или на руки и несут его вверх через воздушное пространство. Здесь злые духи преграждают душе путь к небу (как бы заставы или таможни) и предъявляют ей обвинения в грехах.
Бесы испытывают душу на наличие в ней их товара, то есть греховных страстей. В православии это называется воздушными мытарствами. Апостол Павел учит нас, что в воздухе таится диавол: «Князь, господствующий в воздухе» (Еф.2;2). Мытарства являются составной частью православного учения о невидимой духовной брани с бесами.
Например, в «Каноне на исход души» у постели умирающего мы читаем: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4).
По св. Феофану Затворнику, мытарства могут быть не обязательно страшными. Но бесы могут представлять нечто прелестное, обольстительное по разным видам страстей. Если в земной жизни человек очистил свою душу от страстей и насадил в ней противоположные добродетели, то душа его не будет иметь там сочувствия к обольщениям.
Но если человек не очищал свое сердце при жизни на земле или оставил сочувствие к страстям, то душа его там и бросается на приманку какой-либо страсти. Тогда бесы берут ее и утаскивают к себе в ад.
Описания мытарств бывают разные в житиях святых и в сказаниях Церкви и описаны человеческим языком, метафорически, чтобы нам было понятно. Например, мытарства Феодоры из жития св. Василия Нового. Но нам надо представлять это насколько возможно в духовном смысле, потому что там все не так, духовный мир совсем иной.
По различным откровениям существует 20 мытарств, это как бы модель, образ. Но личный опыт разных людей может отличаться от этой модели. А души святых Ангелы возносили на небо, минуя бесовские заставы. Даже Пресвятая Богородица перед своим Успением просила Своего Сына избавить Ее от ужасных бесов. И Сам Господь отнес Ее Пречистую душу на небо.
Поэтому на 3-й день совершают приношение в Церкви и отпевание усопшего.
Церковь и близкие усиленно молятся о нем, таким образом помогая пройти мытарства. Молитва — это наивысшее проявление любви к нашему близкому усопшему. В рассказе Феодоры в ковчежце, из которого брали Ангелы, чтобы откупаться от мытарей, были молитвы ее старца Василия. То же действие будут производить и наши молитвы.
Если душа успешно пройдет экзамен на мытарствах, то Ангелы возносят ее на небо для поклонения Богу.
Душа человека на 9 день после смерти
После поклонения Богу в следующие 6 дней, с 4-го по 9-й, душа в сопровождении Ангелов посещает небесные обители. Здесь она как бы сдает экзамены, или испытывается, на добродетели. Например, оказалась душа перед лицом кротости. Соединится ли она с духом этой добродетели, или приобретенная гневливость и раздражительность оттолкнет ее в сторону?
Если человек в своей жизни стремился к Богу, правде, любви и на небе увидит всю их Божественную красоту, то, конечно, душа его всеми силами устремится к ним, и Господь примет ее. Тогда адские бездны ей посещать уже не нужно, потому что Христос сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5;24).
Покаявшийся благоразумный разбойник, висевший на кресте справа от Христа, не искушался мытарствами, а сразу вошел в рай: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» (Лк.23;43). Жертва Христова освобождает от бесовских мучений всех искренне кающихся и смирившихся христиан. Поэтому возможно, что уже в 9-й день такие души наследуют Небесное Царство.
После посещения рая, на 9-й день, душа опять возносится к Богу на поклонение. Бог решает, что делать с ней дальше.
Поэтому хорошо делают близкие усопшего, заказывая в этот день службы в Церкви, раздающие милостыню и сами усиленно молящиеся. Потому что еще не знают судьбу души: осталась ли она в раю или придется проходить ей мытарства в аду.
Поминовение в 9-й день — это символ девяти чинов ангельских и девяти ликов святых. Это наша надежда на то, что наш близкий усопший упокоится в райских обителях со святыми.
40 день после смерти: что происходит с душой
Если душа не выдержала экзамен на добро, то она посещает адские бездны и испытывается бесами на греховные страсти в течении следующих 30 дней, то есть проходит мытарства. Большинству людей приходится испытываться на мытарствах, потому что на земле они не видели и не сознавали своей греховности, а, наоборот, считали себя достойными небесных благ, на самом деле, исполняя страсти.
В адских истязаниях душа испытывает мучительные переживания, но в результате ей открывается вся сила зла ее страстей. Если на земле она не могла познать свои страсти, то здесь познает и начинает жалеть о своей недостойной жизни. Душа и хочет покаяться, но уже не может, потому что воля после смерти отнимается. Потому и говорят, что после смерти нет покаяния.
Возьмем, к примеру, мытарство чревоугодия и пьянства. Все знают, как трудно удержаться от переедания вкусной пищей или как трудно пьянице выйти из запоя. Живя в теле, человек еще мог удовлетворять эти страсти. Но без тела душа не сможет их удовлетворить, хотя горение этих страстей увеличивается во много раз. Она не может устоять перед бесовскими искушениями и падает на этом мытарстве, соединяясь с демонами-мучителями. В результате душа испытывает вечные адские муки.
Мытарства — это не наказание Божье, а последнее лекарство для грешника, чтобы он мог познать себя, свое греховное состояние и уверовать в Христа, получить надежду на спасение или облегчение своего состояния по молитвам своих близких и Церкви. Но если душа не уверует в Спасителя, то и молитвы могут оказаться напрасными. Ибо Спаситель может помочь только тем, кто этого захочет и взыщет Его.
На 40-й день Ангелы третий раз возносят душу на поклонение Богу, Который окончательно решает ее судьбу и назначает ей подходящее место, в котором она будет пребывать до Страшного Суда.
Поэтому Церковь назначила этот день для особого поминовения усопшего. И если близкие его закажут в Церкви службу, усиленно помолятся и раздадут милостыню, то они помогут своему усопшему.
Поминовение в 40-й день — это символ того, что Христос вознесся на небо в 40-й день после Своей смерти.
Где находится душа через год после окончания земной жизни
Если души благополучно проходят посмертные испытания, то есть мытарства, то Господь определяет их в небесные обители. «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин.14;2-3).
Для святых уготованы большие светозарные обители. Для нас, нынешних немощных христиан, которые не достигли такой чистоты сердца, как святые, — обители малые. Обители есть разной величины для разных степеней очищения. Обители, конечно, не такие, как в материальном мире. В духовном мире все по-другому. Многими обители названы не по разности мест, а по степени духовных дарований.
Как светильник в комнате по разному освещает предметы, находящиеся ближе или дальше от него. Так и души будут по-разному освещаться Божественной благодатью, в зависимости от того, сколько они смогут вместить.
Но и те души, которые вселятся в маленькие обители, будут способны непрерывно совершенствоваться в вечной жизни. То, чего они не успели или не смогли сделать в земной жизни, они сделают в этих обителях. Жизнь с Богом в вечности — не статическое состояние, а вечное движение вверх в любви, в радости и Богопознании. Это утешение для нас, слабых христиан, далеких от совершенства, которое нам заповедал Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;48).
Если души «падают» на мытарствах, то их определяют в ад, и они находятся в страхе вечных мучений, которые начнутся полностью после Страшного Суда. В аду тоже множество разных мест, потому что степень греховности у всех разная и страсти тоже разные. Каждой страстью заведуют определенные бесы. А бесы очень страшные, один их вид мерзкий и тошнотворный.
Есть в аду место для душ с неопределенной судьбой, злые дела которых не могли перевесить добрые, но и на небе они находиться не могут. В самых глубоких местах ада находятся самоубийцы, богоборцы, вероотступники, ересиархи, хулители на Святого Духа.
Для душ, находящихся в аду, возможны изменения. Они очищаются молитвами Церкви, сродников и близких, добрыми делами, творимыми ради них, милостыней. Но наибольшую пользу им приносит поминовение на Божественной литургии — принесение за них Бескровной Жертвы (проскомидия). Даже грешникам, обреченным на вечное мучение, можно такими средствами подать облегчение.
Примерно десятая часть осужденных душ находится в демоническом состоянии в аду. Они не просят, и не принимают никакой помощи. Другие осужденные в аду ощущают свою вину, страдают и просят помощи. Они получают помощь по молитвам своих близких и Церкви и будут получать до Второго Пришествия Христа.
Так как после смерти воля отнимается, то усопшего вымолить гораздо легче, чем живущего. Потому что душа уже не сопротивляется, тогда как живой человек своей свободной волей сопротивляется. Наши молитвы для усопшего, как канат, брошенный для спасения утопающего.
Начните молиться за своего усопшего, и вы увидите, как Господь вас утешит и пошлет какой-нибудь сон и покажет вашего усопшего в лучшем состоянии, чем он был раньше. Например, его переведут из камеры в лучшую квартиру, или из нижнего этажа в верхний поближе к небу, или оденут его в лучшую одежду.
Христиане совершают особое поминовение на первую годовщину смерти и на последующие, чтобы не забыть о своем усопшем близком. Для усопших годовщина смерти — как для живых день рождения. Смерть — это как рождение из временной жизни в вечную. И чем чаще мы будем молиться (не раз в год, а каждый день), тем быстрее душа выйдет из заключения в темнице и перейдет в Царство Небесное.
20 мытарств души после смерти — список
В житии преподобного Василия Нового его служительница блаженная Феодора в видении рассказывает своему ученику Григорию о своих посмертных мытарствах. Всего их двадцать. Этот список может служить помощью при подготовке к исповеди.
- Празднословие, сквернословие, смехотворство.
- Ложь, клятвопреступление, неисполнение обещаний, сокрытие грехов на исповеди, напрасное призывание имени Господа.
- Осуждение, клевета.
- Чревоугодие, пьянство, наркомания, курение, несоблюдение постов.
- Лень, нерадение, нехождение в храм, уныние, праздность.
- Воровство, укрывательство, невозвращение чужих вещей, безбилетный проезд.
- Сребролюбие, скупость, жадность.
- Лихоимство (неправедные приобретения, взяточничество, вымогательство, невозвращение долга).
- Неправда (неправый суд, обман в делах, обвешивание).
- Зависть, ненависть, вражда.
- Гордость, тщеславие, самохвальство. Непочитание родителей и начальников.
- Гнев, ярость, раздражительность.
- Злопамятство, обидчивость, непрощение обид, мстительность.
- Убийство, разбойничество, драки.
- Колдовство (оккультизм, магия, гадания, спиритизм).
- Блуд, блудные помыслы и осязания.
- Прелюбодеяние, нехранение супружеской верности.
- Содомские грехи.
- Ересь, идолослужение.
- Немилосердие, жестокосердие.
Как нужно поминать усопших близких
Заповедь любви к ближним включает в себя и молитву за усопших, которые не исключаются из числа ближних. Эта молитва является для них кормлением, одеванием, лечением, посещением в темнице, упокоением странника (Мф.25;35-36). Усопшие больше нуждаются в молитвах, чем живые.
Поминовение усопших — это милостыня, забота о них, долг любви, подвиг благочестия для православных христиан. Для Церкви живые и умершие — это члены одной семьи, одного Тела Христова. Все мы живы во Христе, и души усопших слышат наши молитвы. Через молитву мы поддерживаем общение с умершими.
Есть ложный путь общения с усопшими: спиритизм и некромания. Православная Церковь предупреждает нас об опасности этого пути, который может ввергнуть душу человека во власть демонов. Ведь человек добровольно призывает их, пытаясь оккультными методами узнать что-нибудь об умерших.
Если мы будем жить христианской жизнью и усердно молиться, то Господь сам пошлет нам какой-либо сон об усопшем. А бывает, умершие снятся своим близким и просят помощи. Тогда надо сразу идти в церковь, заказать службу и самому на ней молиться.
Напутствие умирающего, отпевание
Когда православный христианин находится при смерти, священник его исповедует и причащает, при возможности соборует. Нужно заранее об этом позаботиться, пока умирающий не впал в беспамятство. Затем священник или мирянин читает над умирающим «Канон молебный при разлучении души от тела» от лица умирающего. Так словами Церкви приготовляют его к предстоящим испытаниям. Некоторые святые сами читали этот канон перед своей смертью. После смерти немедленно читают «Последование по исходе души от тела».
Самым лучшим свидетельством любви к усопшему будет, если мы, оставив хлопоты о похоронах другим, сами уединимся и погрузимся в молитву о его новых нуждах в его новом состоянии. Так непрестанно нужно молиться о помощи душе усопшего в течении 40 дней. Дальше тоже надо ежедневно молиться, сколько хватит наших сил. До похорон хорошо читать псалтирь.
Сразу после смерти нужно заказать в церкви сорокоуст — ежедневное поминовение на Литургии в течении 40 дней.
Поминовение на проскомидии приносит большую пользу душам усопших, так как их грехи омываются Кровью Христовой. Если в вашем храме нет ежедневных служб, то можно заказать сорокоуст в другом храме.
На 3-й день после смерти над усопшим совершают чин погребения (отпевания). Желательно, чтобы это было в храме. Если в церкви несколько покойников, лучше, чтобы отпевание было для всех общим и без сокращения. Тогда и молитва всех собравшихся будет более горячей.
Дни особого поминовения усопших
Первые 40 дней после смерти усопшего называют новопреставленным.
В «Апостольских постановлениях » 4-го века рекомендуется совершать особое поминовение на 3-й, 9-й, 40-й день (первым считается день смерти) по древнему обычаю, и в годовщину памяти покойного.
Так народ израильский оплакивал Моисея. Существует традиция каждую годовщину сугубо поминать покойного.
В эти особые дни хорошо заказать проскомидию на Литургию, панихиду, и самим помолиться на этих службах. Многие устраивают поминальные трапезы, но это не главное. Лучше раздать милостыню, или накормить голодных, или принести продукты в храм. Нищие будут молиться за вашего усопшего.
Используйте свои деньги не на пышные похороны и обеды, а на помощь бедным и храмам, где возносятся молитвы. Позаботьтесь о ваших усопших, будьте милостивы к ним, потому что в свое время вам тоже захочется, чтобы вас поминали молитвой, а не за пьяным столом. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5;7).
Общие дни особого поминовения усопших по церковному календарю
Церковь установила специальные дни в году для поминовения наших близких и всех от века почивших.
Мясопустная и Троицкая родительские субботы называются Вселенскими. В эти дни мы должны прежде всего молиться на церковных службах о упокоении всех рабов Божьих от века почивших, даже не зная их имен. Это любовь к членам нашего тела, Тела Христова. Одновременно можно молиться и о своих близких.
Исполняя эту заповедь Церкви молиться о всех почивших, мы обеспечиваем поминовение наших любимых до Страшного Суда. А также вносим залог в сокровищницу Церкви для поминовения нас самих в будущем, когда уже не останется никого в живых из наших близких, кто бы помнил о нас и молился. Тогда вся Церковь будет за нас молиться до окончания времен: «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6;38).
2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста — просто родительские. Здесь на первом месте — поминовение сродников, а потом — всех от века почивших.
Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского 8 ноября. Была установлена великим князем Дмитрием Донским для поминовения воинов, погибших в битве на Куликовом поле. Погибших было 250000 человек. Со временем эта суббота стала днем поминовения всех усопших православных христиан.
Радоница — всеобщее поминовение усопших, отмечается во вторник после Светлой седмицы (в некоторых регионах в воскресенье или понедельник). Этот поминальный день установлен для того, чтобы после Пасхи верующие могли разделить со своими усопшими радость Воскресения Христова.
Еще один поминальный день — 9 Мая -установлен в 1994 году. Здесь в первую очередь поминают воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.
Как наши молитвы помогают усопшим?
Все верующие — это члены одного Тела Христова. И если страдает один член, страдают и все члены. И если радуется один, то радуются и другие члены Тела (1Кор.12;26-27). Неправославно рассматривать одного человека в отрыве от всего человечества. Все люди — это клетки одного духовного организма. Если одни члены повредились, то их нагрузку берут на себя другие, более сильные и здоровые члены.
Так же один человек может духовно помогать другому. Но для того, чтобы помочь более слабому человеку, надо самому быть более сильным и здоровым. А чтобы быть духовно сильнее, мы должны жить с Христом, стараться исполнять Его заповеди и учиться правильно молиться.
Только Христос может помочь нам в борьбе со страстями и с дьяволом. Человекам невозможно спастись, а Богу все возможно (Мф.19;26). Таким образом, чем больше мы будем очищаться от страстей (то есть становиться духовно сильнее), тем сильнее и действеннее будут наши молитвы за наших близких.
Но если мы будем надеяться только на Церковь (записки, сорокоусты, панихиды), а сами не будем трудиться для своего исправления и очищения, то этим мало поможем своим близким усопшим. Потому что будем такими же духовно слабыми членами, как и они.
Как говорил св.Паисий Афонский: «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».
Посмотрите 5-минутное видео о том, что происходит с душой после смерти:
Блажен человек, который искренне исповедался и причастился Христовых тайн в день своей смерти. Тогда святые Ангелы берут его душу и ради Тела и Крови Христа благополучно проносят ее через все воздушные мытарства. Причастие является как бы печатью Агнца, к которой бесы не смеют приблизиться.
В этой жизни нам мало что дано узнать о потусторонней реальности. Но мы знаем, что рай и ад существуют. Некоторые говорят, что рай и ад нигде не находятся, а это только состояния души. Но мы знаем, что это места, потому что там побывали некоторые из живущих и вернулись в свои тела, чтобы рассказать нам о них.
Мы знаем, что рай находится вверху, в духовном мире. Над раем находится, по крайне мере, три неба. Апостол Павел говорит: «Знаю человека во Христе, который…восхищен был до третьего неба. И… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12;2-4). И мы знаем, что ад находится под землей. Но это не в нашей трехмерной реальности, а в совсем другой, духовной.
Насчет рая нам мало что известно, например такие слова апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», или пророка Исайи: «они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Нам, обычным несвятым людям, нужно готовиться скорее к аду. Но не в том смысле, чтобы грешить напропалую и потом в унынии погрузиться в бездну адских мучений. А в смысле мужественного прохождения испытаний, как написано в 22 псалме Давида: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной… благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.»
Неизвестно, будут ли мучения людей в аду вечными. Потому что в духовном мире понятие времени теряет свой смысл. Там нет зимы или лета, не нужно ходить на работу или рожать детей, спать или есть, нет дня или ночи. В этом смысле вечностью можно назвать тысячу лет, а можно миллион лет. Мне хочется надеяться на то, что даже самые упорные противники Бога в аду спустя эоны лет все-таки начнут как-то тянуться к Богу, очищая свою душу страданиями. Хотя бы потому, что в аду — скучно. А рай — вечное движение вперед, к Богу. Если бесконечен космос, который мы видим на звездном небе, то как же непостижимо бесконечен Бог, его создавший?! И также бесконечно движение к нашему Создателю, который есть Любовь.
Время явление (категория) для тварных.
Время — расстояние между событиями. В земной жизни измеряемое в секундах, минутах и т.д.
В духовном мире время (для тварных) не определено как фактор.
Денис, если грешники вздумают «потянуться к Богу», то им придётся включить этот «фактор» в опции своего мучения. Это раз. Второе и самое «вкусное» — пред лицем Творца никто не имеет своей воли! Все пребывают или в послушании, или в наказании!!!
Преп. Иоанн Дамаскин, Против Манихеев (36): (36) Вы вменяете нам, о манихеи, почему Бог, предвидя, что диавол будет зол, сотворил его, и мы подробно доказали, что по естественному смыслу справедливости Он поступил хорошо, сотворив его, — ибо по естественному смыслу лучше хоть как-то быть и по причине бытия приобщаться к благу. Ибо само бытие от Бога, единого присносущего, благого и Дарителя благ — а то, что от благого, конечно, благо. Если же вы говорите, что лучше было бы ему не появляться, чем появиться и терпеть бесконечную кару, мы скажем, что кара эта есть не что иное, как огонь вожделения ко злу и греху и огонь неудовлетворенного вожделения. Ибо не Бога вожделеют неизменно пребывающие во зле, но зла, а там уже не будет действия зла и греха. Ведь [в вечности] мы ни едим, ни пьем, ни одеваемся, ни женимся, ни богатеем, и зависть не имеет силы, и никакой вид греха. Поэтому, вожделея и не имея предмета вожделения, они сжигаются вожделением, словно огнем. А вожделеющие блага, то есть единого Бога, сущего и присносущего, и достигающие Его радуются сообразно своему вожделению, по которому они достигают вожделенного. Итак, истинное благо есть благо по природе — хоть как-то приобщиться к благу по самому бытию. А кажущееся благим — по природе не благо, но зло. Не дело праведного и благого предпочитать наслаждение тварью наслаждению Созидателем и собственную волю — воле Творца, и кажущееся нам благо, которое окажется скорее злом, предпочитать тому, что есть благо по природе. Но [лучше было], чтобы он возник и имел хотя бы малейшую часть истинного блага, чем из-за зла, то есть неправедного устремления и скорби, лишился даже и той самой малой части блага. Ибо Бог судит не нашим неразумным судом, но согласно истинно благому и праведному, не следует нашим страстям и не предает справедливость из-за мнимого сострадания, которое по истине есть пристрастие.»
Денис, Вы рассуждаете по католическому учению…
Эта познавательная статья заставляет нас задуматься о своей жизни, по-новому взглянуть на нее, перелистать все странички прожитой жизни. Я очень переживаю за своих усопших родителей, родственников. Как они там? В раю или аду? Простил ли им Господь их грехи? Ведь они были неверующие. Я буду еще усердней молиться за них.
Сегодня был такой случай. Умер один мой товарищ, Ричард. Хороший парень, 32 года, писал стихи. Он был сирота, жил с тетей. После его смерти он приснился своей крестной и другу, которые случайно встретились для того, чтобы попробовать спасти его стихи. Давайте при жизни быть внимательней друг к другу, чтобы после смерти близких не жалеть ни о чем.
Как устаешь от Вашего познания.
Наталье ,
письмо жене.
Поздно. (Дураков лечит жизнь)
Мой любимый ребенок, мой родной человек
Ты всегда будешь в сердце , со мною навек,
Тридцать семь мимолетных, божественных лет
Ты дарила мне счастье, дарила мне свет
Всем была ты как мама и дарила любовь
Согревала, жалела, утирала нам кровь
Наши слезы утраты все прошли вглубь тебя
Приняла прегрешенья , взяв удар на себя
Ты всем сердцем стояла на защите семьи
Ты хотела всем
Счастья,
Ты хотела любви
Бесконечно ценила , позабыв про себя
И вот сил не хватило,
КАК ЖЕ ЖИТЬ БЕЗ ТЕБЯ!!!!!!
Каждый день ты светила, озаряя наш путь
Согревала нам души, разгоняя нам кровь
Ты была нашим сердцем,
Ты мотор наших душ
Ты создатель вселенной, ускоряла наш путь
Ни о чем не молила, ничего не прося
Ты жила как умела, да ты просто жила
Ты бежала по жизни, отдавая себя
Ты парила над миром, да ты просто жила
Ты всегда говорила, что слова не нужны
За словами исчезнет основа души
Как без слов, дорогая, я не Бог, не судья
Я не Бог, дорогая я хочу знать Тебя
Я хочу окунуться, в твои мыли, дела
Чтоб подставить плечо,
Наша жизнь тяжела
Тяжело в одиночку бороться за всех
Тяжело принимать
Понавешенный грех
И нести одному
этот крест неземной
Без опоры,
Во тьме
Одному
И самой,
Ты наш ангел спаситель, с бездонной душой============================================================
Мир
Ты творец , ты учитель , проводник неземной
С добрым любящим сердцем, с ранимой душой
С беззаветной печалью и тяжкой судьбой
Я хочу тебе счастье,
Расскажи как достичь,
Как помочь,
Что смущает,
Кто обидел,
В чем смысл
Я хочу дорогая ,
Вновь увидеться ТЕБЯ
Прикоснуться губами , руки сжать,
Ощутя
Все блаженство вселенной
Все блаженство любви
Все блаженство надежды
Все блаженство судьбы
Ощутить твою нежность,
Запах русых волос,
И остаться с ТОБОЮ
НАВСЕГДА,
Коль возьмешь.
Бред
Как принять, тебя нет, ты ушла
Полный бред в моей жизни смешной
Вдруг исчезли мечты и дела
Все, что связано было с тобой
Как могла не следить за собой
Ведь болезнь не внезапно пришла
Кровь давно беспокоила нас
Как могла ты забросить себя
Ведь ты главный, любимый ты мой
Все вертелось вокруг лишь тебя
Ты была нашим центром души
Не смогли защитить мы тебя
Ты нужна мне, родной человек
Ты здесь есть, мы вдвоем, ты моя
Впереди будет время любви
Будет счастье пожить для себя
Двадцать лет впереди есть у нас
Будут внуки и СТАРОСТЬ ПРИДЕТ
Впереди мы с тобой, наша жизнь
Впереди наши мысли , ВДВОЕМ
Ведь мы создали тыл для мечты
Есть у нас чем заняться в судьбе
Ты со мной, и спокойствие внутри
Жизнь наполнена счастьем , любви
Как хотели весь Мир посмотреть,
И ВДВОЕМ, всю объездить страну
Как хотел я до смерти любить
Лишь тебя, моя радость , одну
Все надежды на светлую жизнь
Планы, радость, закончить дела
Цели , творчество, сад и цветы
Все разрушено, ты умерла
Все исчезло, все стерлось в ночи
Я стою, в голове пустота
И не знаю, как дальше мне жить
Без тебя, драгоценность моя
То не слабость- потеря души
Нераздельной основы с тобой
Все что было , сгорело внутри
Только ты приносила покой
Не умею я жить для себя
Не способен принять я удар
Не могу , не хочу, мой родной
Коротать эту жизнь без тебя
Ты ушла и исчезло тепло
В груду льда превратилась душа
Все замерзло, лишь холод внутри
Не смогу я прожить без тебя
Ты спасительным кругом была
Для тебя я готов был на все
Не сумел я тогда осознать
Что ты можешь уйти, мой родной
Все сломалось, тебя больше нет
Нет тут цели зачем мне тут быть
Нет любви, что спасала меня
Нет тебя и померк белый свет
В голове одна только мысль
Для чего мы живем, почему
Что толкает вперед нашу жизнь
И душе не дает утонуть
И приходит одна только мысль
Безграничное чувство любви
Это то, что спасает нас всех
То, что держит людей на плаву
Ты нужна мне, родная сейчас
Я хочу чтоб ты рядом была
Если б знал я, что есть другой свет
Без сомненья ушел бы туда
Два подарка
Два подарка по жизни
МАМА, ЖЕНА,
МАМА РОДНАЯ,РОДНАЯ ЖЕНА
Все остальное лишь ветер в ночи
Рябь на воде, дуновенье свечи
Ветер утихнет, придет новый день
Все раствориться , туман на воде
МАМА РОДНАЯ, что вынесла ТЫ
Как было трудно нести все ТЕБЕ
Воз ТЫ тащила, ОДНА ТЫ БЫЛА
НЕ БЫЛО СИЛ, ЗУБАМИ СКРЕБЛА
Сердце больное, но ТЫ каждый день
В шесть уходила, и так каждый день
Делала все, чтоб в наш дом принести
Что то поесть, и на что то купить
Как то нам выжить , и день пережить
Что то одеть и куда то пойти
Шила ты мне из обносков других
Не было денег,
ОДНА НА ДВОИХ
НЕ БЫЛО СИЛ,
НО ВСТОВАЛА во тьме
Сердце больное,
Себя не щадишь
ВСЕ ДЛЯ меня,
И ни капли себе
БОГА ПРОШУ ,
ДАЙ ЕЙ РАЙ ,
НЕ ГНЕВИ
Natalis Domini»- родная ЖЕНА
Пришла она вдруг ,
Случайно , пришла
Великое чудо
Вдруг в жизнь ворвалась
Осталась внутри,
И с тобою слилась ,
Святая В ДУШЕ
ТЫ ОБЕИХ ЗАБРАЛ
ПРОШУ Я ГОСПОДЬ,
НЕ ГНЕВИ,
ДАЙ ДОБРА.
Есть ли у кого-нибудь бессмертная душа? Бог сказал пророку Иезекиилю: «Душа согрешающая, та умрет» (Иезекииль 18:4,). Апостол Павел написал: «Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом — смерть, и, таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12, ). Итак, если все люди грешат, логично, что все души умирают.
Может ли мертвая душа что-либо знать или чувствовать? Божье Слово отвечает: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5). В Библии описывается, что происходит с человеком, когда он умирает: «Он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145:4 ). Если «мертвые ничего не знают» и если «исчезают все помышления», то разве могут они испытывать муки в аду?
«Каково величие Божие — такова и милость Его»
«Бог есть бог живых, а не мёртвых…» Читаем внимательно ответ Спасителя Христа
саддукеям!
Безбилетный проезд я валяюсь