Толкование 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов в православии
При создании человека Бог снабдил его внутренней духовной силой, которая называется совестью, или внутренним законом Божьим. Этот внутренний голос говорит человеку, что такое хорошо и что такое плохо, что справедливо и что несправедливо. Совесть заставляет человека делать добро и избегать зла.
Духовная сила человека, то есть совесть, связана с силами души: умом, сердцем и волею. Со времени грехопадения человека ум, сердце и воля его помрачились, и поэтому голос совести оказался слабым. И если человек не развивает в себе духовную силу, то голос совести может постепенно угаснуть и умереть.
Поэтому Господь дал нам внешний закон — заповеди, чтобы мы всегда могли стоять на страже своей совести. Главные десять заповедей были начертаны Богом на двух каменных скрижалях в Ветхом Завете через пророка Моисея. В Новом Завете Господь Иисус Христос углубил и возвысил эти правила и сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (или восполнить) (Мф.5,17).
Спаситель учил исполнять эти заповеди не только делом, но и в мыслях и в желаниях, требуя от своих последователей чистоты сердца.
Содержание:
10 заповедей Божьих в православии на русском языке:
1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (всуе).
4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней трудись и делай в них все дела твои, седьмой же день покоя, суббота, пусть будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и чтобы долголетен ты был на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
10. Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего того, что есть у ближнего твоего.
Первые четыре заповеди заключают в себе любовь к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Последние шесть — любовь к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22;37-40).
1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня.
Первой заповедью Господь Бог указывает нам на Самого Себя, как на источник всех благ. Господь внушает нам познавать и почитать Его — Единого истинного Бога. И больше никому не воздавать Божеского почитания.
Чтобы познавать христианского Бога, нужно изучать Священное Писание и Священное Предание (толкования святых отцов и учителей православной Церкви). Святые отцы разъясняют истины веры и пути духовной жизни, указанные в Писании. Вне Предания правильное понимание Писания невозможно.
Также для Богопознания мы должны посещать храм, так как все Богослужения наглядно поучают о Боге и делах Его. В наш технический век можно слушать проповеди православных пастырей не только в храмах, но и дома в аудио или видеозаписях.
Почитание Бога должно быть внутренним и внешним, так как душа наша тесно связана с телом. Внутреннее Богопочитание — это:
- искренняя вера в Бога
- всегдашняя память о Нем
- надежда, или упование, на Него
- любовь, благоговение и послушание Богу, то есть доверие Его промыслу о нас, исполнение заповедей
- прославление и благодарение Господа как Творца, Промыслителя и Спасителя нашего
- молитва, как движение Духа к Богу.
Внешнее Богопочитание — это:
- Наружная молитва с крестным знамением, поясными или земными поклонами перед святыми иконами. Когда внутренняя молитва соединяется с наружной, тогда быстрее достигает своей цели.
- Безбоязненное исповедание Бога перед всеми, даже если бы пришлось за это пострадать и умереть.
Ангелов и святых угодников Божьих мы должны почитать, но не как Бога, а как служителей Его, наших помощников и молитвенников перед Ним. Деву Марию должны почитать как Божью Матерь.
Грехи против первой заповеди:
Безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступничество, отчаяние, волшебство, суеверие, леность к молитве и богоугодным делам, любовь к твари больше чем к Богу, человекоугодие, самонадеяние, человеконадеяние.
2. Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
Человек — существо духовное и вынужден что-либо обожествлять. Если человек не верит в Бога — Творца, то он обожествляет вещи или тварных существ — идолов. Но еще хуже, когда человек обожествляет дело своих рук и своего разума. Чему человек отдает свое сердце и все свои мысли, то и является его богом.
Если, например, человек отдает свое сердце и все свои мысли семье и другого бога не знает, то семья для него является богом. Это болезнь души одного рода. Если человек отдает всего себя любостяжанию, то деньги для него — божество. Это болезнь души другого рода. Если человек желает славы, похвал, первенства, возвышения над другими людьми и считает себя лучше всех, то он сам себе бог, которому приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.
Кумирами могут быть звезды эстрады, кино, спорта и др. Среди христиан вместо языческого идолопоклонства бывает более тонкое: служение греховным страстям, таким как, например, сребролюбие, чревоугодие, пьянство, тщеславие, гордость и др.
Поклонение святым иконам (в переводе с греческого — изображениям) не противоречит второй заповеди. Молясь перед иконой Спасителя, мы молимся не материи, а Тому, Кто на ней изображен. Когда видишь образ любимого человека (например, фотографию), то вспоминать о нем гораздо легче. Так же, когда мы молимся перед иконами Пресвятой Богородицы и святых, мы умом возносимся к ним самим.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Имя Божие нужно произносить со страхом и благоговением в молитве, в учении о Боге, в благочестивых разговорах, в законной присяге или клятве.
Третья заповедь запрещает грехи, происходящие от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу:
Ропот на Бога (жалобы на Его промысл); невнимательная молитва; богохульство (дерзкие слова против Бога); кощунство (неуважение или насмешки над священными предметами); нарушение данных Богу обетов; ложная клятва; клятвопреступление.
4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней трудись и делай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.
Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой день почил и назвал его суббота, что значит покой. Потому благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20;8-11).
День Христова Воскресения — это день, о котором Господь предсказывал: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя» (Иезек.39;13). Когда восходит солнце, звезды перестают быть видимыми. Так же и суббота формально не была отменена, но она померкла в свете Воскресения Христова. Господь установил воскресенье как день более великий, чем субботний.
Почитание субботы в православии переосмыслено и переведено на более духовный уровень. Господь Иисус Христос освободил нас от ветхозаветного понимания субботы, которое касалось только внешних вещей и действий: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2;27). «Можно в субботу добро делать» (Мк.3;4).
Под субботой в православии подразумевается совокупность всех внешних церковных предписаний (канонов): праздники, посты (см. православный календарь), Богослужения, принятие таинств, молитвенные правила и др. Эти каноны установлены святыми отцами как помощь к правильной христианской жизни, как помощь к исполнению заповедей.
Но святые отцы предупреждают, что если человек будет исполнять все церковные предписания (то есть субботу) без духовного подвига по Евангелию (в толковании святых отцов), то это может оказаться для него более вредным, чем полезным. Это может привести к развитию самомнения, гордыни, тщеславия (фарисейства).
Субботний день почитается в православии тем, что в субботу не бывает строгого поста, (так же, как и в воскресенье); в субботу по особому чину совершается литургия; на этом дне завершается цикл Богослужебной седмицы. В православных странах суббота является нерабочим днем, как и воскресенье.
После Своей смерти на Кресте Иисус Христос в субботу сошел во ад и вывел из него всех праведников, поверивших в Него. Поэтому в православной Церкви суббота считается поминальным днем. А в дни вселенских родительских суббот Церковь молится о всех почивших православных христианах.
Грехи против четвертой заповеди:
леность трудится в будничные дни; непосещение воскресных и праздничных Богослужений; разговоры или рассеянность на службах; опаздывание на Божьи службы; нарушение постов; пьянство и разгул в праздники; нерадение о спасении своей души; немилосердие к бедным, больным, заключенным и др.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и чтобы долголетен ты был на земле.
Пятая заповедь обязывает нас почитать родителей. Это значит: оказывать им уважение и любовь, исполнять их добрые советы и наставления, помогать им в трудах, заботиться о них в нужде, в старости и в болезни, молиться о них Богу при жизни и после смерти.
Эта заповедь дает обетование долголетия и земного счастья тем, кто ее исполняет. Это можно видеть из священной истории. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Ханаан же был одним из сыновей Хама. Когда Ной вышел из ковчега, он насадил виноградник, выпил вина и опьянел, и лежал обнаженным в своем шатре. Хам, увидев это,надсмеялся над отцом и рассказал братьям. Сим и Иафет, не глядя на наготу отца, покрыли его одеждой.
Узнав об этом, Ной проклял Ханаана, сына Хамова, и сказал, что он будет раб рабов у братьев своих. Потом Ной сказал: «Благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых, Ханаан же будет рабом ему.» (Быт.9;18-27)
Для Сима и Иафета, почитавших своего отца, и их потомков исполнилось обетование благополучия на земле. А для Хама, издевавшимся над своим отцом, и его потомков исполнилось проклятие: хананеи были рабами у евреев (семитов), а негры (хамиты) были рабами у белой расы (иафетитов).
Вместе с родителями мы должны почитать своего духовного отца и всех лиц духовного сана, которые учат нас вере и молятся о нас; учителей, воспитателей и благодетелей; гражданских начальников, которые нас защищают от врагов и преступников; и вообще всех старших и особенно стариков.
Подчиняться родителям и начальникам нужно до тех пор, пока их приказы не противоречат воле Божьей, то есть Его заповедям, потому что для христианина никто в мире не может быть больше Бога. (Деян.4;19)
6. Не убивай.
6-я заповедь обязывает нас беречь свою жизнь и жизнь других людей. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. И убийца покушается на образ и дар Творца. Спаситель Иисус Христос придал этой заповеди более глубокий духовный смысл: чтобы мы были милосердными и совершенными, как Отец наш Небесный.
Господь приравнивает к убийце всякого гневающегося на «брата своего напрасно», злословящего и уничижающего его. (Мф.5;22). «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (Ин.3;15). Эта заповедь запрещает все пути, ведущие к убийству:
гнев, ярость, ревность, ненависть, зависть, злость, злословие, ссоры, драки, раздражительность, памятозлобие, мщение, клевета, осуждение и др.
Каин убил своего брата Авеля по духовной зависти, потому что Господь призрел на Авеля и дар его, а на Каина и дар его не призрел (Быт.4;3-8). Братья Иосифа позавидовали ему за то, что отец любил его больше их и подарил ему цветную одежду, и хотели убить его (Быт.37;18).
Человек бывает виновен в убийстве даже тогда, когда только способствовал этому или бездействовал: например, когда кто-либо не вызовет врача; когда не поможет нуждающемуся или больному; не предупредит об опасности; когда судья осудит заведомо невиновного; когда кто тяжелым трудом изнуряет своих подчиненных или не платит им зарплату; кто приказом или советом помогает другим совершать убийство.
Кроме телесного убийства есть более страшное, духовное убийство — соблазн. Если кто-либо своим примером или уговорами соблазняет ближнего в неверие или на путь порочной жизни, тот становится духовным убийцей. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18;6-7).
Самый страшный грех против шестой заповеди — самоубийство, потому что он лишает человека возможности покаяться. К самоубийству ведет отчаяние, ропот на Бога, восстание против промысла Божия. Медленное самоубийство совершают наркоманы, пьяницы, курильщики. К убийству относится и страшный грех аборта.
Иисус Христос учит, что надо делать, чтобы не грешить против шестой заповеди: не воздавать злом за зло, помогать больным, бедным и нуждающимся, прощать обиды и никого не обижать, примиряться с гневающимися, любить врагов. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф.5;43-47).
Убийство врагов на войне Церковь не считает частным грехом человека. Защищая Отечество, воин проявляет любовь к ближнему и готов «положить душу свою за друзей своих» (Ин.15;13).
7. Не прелюбодействуй.
Седьмая заповедь повелевает неженатым соблюдать целомудрие и чистоту в делах, словах, мыслях и желаниях, а женатым — хранить взаимную верность и любовь. Для этого нужно избегать того, что может возбудить нечистые чувства: сквернословия, сладострастных бесед и чтения и фильмов, пьянства. Надо хранить чувства, особенно зрения, слуха и осязания. Надо отвергать блудные помыслы и мечтания. Хорошо служить больным и увечным, вспоминать о смерти и аде.
Господь говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28). Апостол говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют (1Кор.6;9-10). «Кто разводится с женой своей кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф.5;32).
8. Не укради.
Восьмая заповедь запрещает присвоение чужого имущества каким-либо способом. Виды кражи:
- Воровство — тайное похищение чужой вещи.
- Грабительство, рэкет — насильное отнятие чужого имущества.
- Взяточничество, коррупция — подкуп или продажность должностных лиц.
- Тунеядство — жизнь за чужой счет.
- Лихоимство — когда наживаются на чужой беде, не платят рабочим.
- Обман, мошенничество — присвоение чужого имущества хитростью, уклонение от платежа долга или налога, обмеривание и обвешивание, утаивание найденной вещи.
Нарушение восьмой заповеди связано со страстью любостяжания, или сребролюбия: это пристрастие к деньгам и всякому имуществу, желание обогатиться, скупость, жадность, корыстолюбие, неверие и неупование на Божий промысел. Апостол Павел называет любостяжание идолослужением (Кол.3;5).
Избавить нас от любостяжания может только надежда на Бога и Его промысел о нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6;33). Это значит, верующим в Него Господь обещает дать все необходимое для жизни. Мы должны развивать в себе честность и бескорыстие.
«Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (Мф.6;24). Господь призывает нас не собирать сокровища на земле, где их истребляют моль и воры, а собирать сокровище на Небе (оказывать милосердие нуждающимся). » Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6;19-21).
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
Девятая заповедь запрещает лгать и ложно свидетельствовать на ближнего тайно, открыто и в суде. Самая опасная ложь — лжесвидетельство в суде, так как здесь человек клянется именем Божьим. Лжесвидетель не только наносит моральный и материальный ущерб обвиняемому человеку, но гораздо больше вредит своей душе: развращает и помрачает свою душу.
В Евангелии сказано, что ложь от лукавого и что он (диавол) лжец и отец лжи (Ин.8;44). А истина есть Бог, ибо Сам Христос говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14;6).
Есть три различных вида лжи:
- мыслью,
- словом,
- самой жизнью.
Мыслью лжет тот, кто верит своим помыслам, своим мнениям и подозревает кого-либо. От этого происходят любопытство, подсматривание, подслушивание, злословие, осуждение, сплетни, клевета, ложные доносы. Если диавол внушает нам лукавые помышления, то их сразу надо обращать в добрые.
Словом лжет тот, кто боится, что его будут ругать или укорять за проступок, и поэтому оправдывает себя и не хочет смириться, то есть признать свою вину (эта ложь от тщеславия). Или если он желает чего-нибудь, то не говорит «Я этого желаю», а извращает свои слова и лжет до тех пор, пока не удовлетворит своему желанию (эта ложь от сластолюбия). Или он лжет ради приобретения, обманывает (эта ложь от сребролюбия). Такому человеку никогда не верят, даже когда он и правду скажет.
Жизнью своей лжет тот, кто будучи злым, притворяется добрым, или будучи блудником,притворяется воздержным и т. п. Такой человек лжет или для того, чтобы покрыть свой стыд и не смириться, или для того, чтобы кого-нибудь обольстить. Если сам сатана принимает вид ангела света, то и слуги его принимают вид служителей правды. (2Кор.11;14-15). Жизнь такого человека двойственна и лукава, разная внутри и снаружи.
10. Не пожелай всего того, что есть у ближнего твоего.
Десятая заповедь запрещает зависть — эгоистичные мысли и желания обладать тем, что принадлежит ближнему, потому что злые желания и мысли рождают злые поступки:
«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф.15;19).
Зависть — это одно из самых страшных зол. «Завистью диавола вошла в мир смерть и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.Сол.2;24). Обычно зависть соединяется с чувством злорадства и связана со другой страстью — тщеславия, честолюбия или корыстолюбия, сребролюбия.
Поэтому, если победишь в себе честолюбие, то не будешь завидовать ближнему, который преуспел больше тебя. А если победишь сребролюбие, то не будешь завидовать богатым. Ибо зависть происходит от самолюбивого желания славы и богатства.
Страсть зависти питается злобными выходками против соперника. Поэтому для борьбы с завистью христианин должен останавливать себя на любом желании пристрастно отозваться о ближнем по зависти или злобе. Надо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить за это Бога. Надо радоваться за успехи и богатство ближних, радоваться, а не завидовать.
Посмотрите видео о заповедях Божьих. Из него узнаете, откуда взялись эти заповеди и что они обозначают.
Краткое толкование заповедей Божьих для детей
Детям можно объяснить так 10 Божьих заповедей:
1. Я Господь Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
Это значит, что Бог один, и в Него надо верить всей душой, любить и слушаться Его больше всего на свете, так же как ты любишь и слушаешь папу и маму. Пусть Господь будет смыслом всей твоей жизни, управляет и властвует в ней. Не забывай, что Бог следит за всеми твоими поступками, желаниями и мыслями. Поэтому молись Ему, чтобы Он не дал тебе согрешить.
2.Не делай себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.
Не поклоняйся ложным богам — кумирам, например, звездам эстрады, кино, спорта. Не верь в астрологию и в то, что наша судьба зависит от звезд. Поклоняйся только единственному Богу, хотя идолов на земле очень много. На Бога надейся, а не на людей.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Имя Божье произноси всегда с вниманием и благоговением в молитве или в благочестивых разговорах о Боге. Когда ты произносишь слово «Господи», ты как бы берешь телефон и набираешь номер Бога, и на другом конце Господь говорит тебе «Слушаю». Поэтому напрасно не тревожь Бога в пустых разговорах.
4. Шесть дней трудись и делай в них все дела твои, а седьмой — день праздника — посвяти Господу Богу твоему.
Шесть дней прилежно учись в школе, дома делай уроки и помогай родителям. Молиться и исполнять заповеди тоже надо в эти дни. Но седьмой, воскресный день, особенно посвящай Богу: посещай Богослужение и воскресную школу, познавай Божью премудрость. И с Богом всегда будешь счастлив и утешен.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Относись с уважением к папе и маме, слушайся их и помогай им. Пока ты маленький, родители заботятся о тебе. А когда ты вырастешь и родители твои состарятся, тогда ты должен будешь заботиться о них. Если будешь так делать, то Господь обещает тебе счастливую и долгую жизнь на земле. Так же надо уважать всех старших.
6. Не убивай.
Людей можно убивать не только оружием, но грубым словом, дерзким поведением. Никогда не обижай младших и старайся защищать того, кого обижают. Не дразни товарищей и не давай им кличек, а зови их по имени. Будь вежлив со всеми людьми. Животных тоже не обижай.
7. Не прелюбодействуй.
Пока ты маленький, будь верным и преданным другом, помогай другу в беде. Не предавай и не бросай друга в беде. А когда вырастешь и вступишь в брак, будь верным своей половинке, не изменяй своей любви. Проси у Бога помощи, чтоб соблюдать чистоту своего сердца.
8. Не кради.
Не бери без разрешения чужих вещей. Тот, кто у людей забрал вещь путем нечестным, человек тот вором стал, это станет всем известно. Пусть не сразу, не сейчас, но все узнают тайну эту, Бог покажет всему свету, явно за обман воздаст.
Если тебе дали вещь (например, книгу) на время, отдавай ее вовремя. Если нашел что-нибудь на улице, постарайся найти хозяина вещи, напиши объявление о находке. Если нашел телефон, позвони кому-нибудь в контактах и сообщи об этом. Береги честь смолоду!
9. Не лги, не лжесвидетельствуй.
Иногда тебе может казаться, что ложь поможет избежать наказания или неприятностей. Но рано или поздно любой обман откроется и тайное станет явным. Если ты будешь лгать, то лишишься доверия близких людей и Божьей милости. Не бойся говорить правду в любом случае, чтобы тебя не мучила совесть.
Также нельзя клеветать и порочить невинных людей. Старайся видеть в своих ближних не плохие качества, а добрые и хорошие. Для этого проси Божьей помощи.
10. Не желай ничего того, что есть у ближнего твоего.
Бог каждого человека одаривает по-своему: кого-то — богатством, кого-то силой или мудростью, а кого-то другими талантами. Не завидуй талантам других, а ищи и развивай свои таланты и будь благодарен за них Богу. Радуйся не только тому, что есть у тебя, но и что есть у ближнего твоего, и будешь счастлив.
7 смертных грехов в христианстве – список и толкование
Грехи называются смертными, потому что они отдаляют человека от Бога и Его благодати, а это — смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа не может переживать духовную радость и умирает. Но и для таких людей существует возможность спасения, если они прибегнут к покаянию и обратятся к Богу за помощью.
Смертные грехи, которые делают человека повинным вечной смерти или погибели:
1. Чревоугодие, обжорство, пьянство
Чревоугодие, соединенное со страстью к различным пиршествам, по примеру евангельского богача: его увеселения заключались в пьянстве, объядении, распутстве; он был не лучше свиньи, валяющейся в грязи.
Богач ни разу не смилостивился над нищим Лазарем и ничего ему не дал, а все отправлял в свою ненасытную утробу. После смерти богач попал в ад, а Лазарь — на лоно Авраамова. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2;13). Такое чревоугодие — идолопоклонство.
2. Сладострастие
Страстное желание плотских удовольствий, похоть, распутство, блуд. Жизнь по примеру блудного сына, который расточил на распутную жизнь все отцовское наследство. Блуд опасен тем, что человек теряет способность любить. В результате грехов блуда происходит вырождение целого народа. За такие грехи Господь уничтожал целые города и империи, например, Содом и Гоморру, Римскую империю.
3. Алчность
Алчность — высшая степень сребролюбия, Иудина жадность к деньгам, влекущая за собой воровство, разбой, жестокость и всякие неправедные приобретения. Ненасытимое желание иметь все больше и больше. Не дает возможности подумать о Боге, потому что этот грех — идолопоклонство. Такой человек — раб мамоны.
4. Гнев
Гнев — неистовая страсть, чувство сильного возмущения и негодования, легко выводит человека из себя и делает душу зверской. Если человек в припадке гнева увидит себя в зеркале, он ужаснется. Но гнев помрачает больше душу, чем лицо. Этот грех часто порождает убийства.
Если страсть гнева долго владеет человеком, то часто превращается в ненависть — самый отвратительный грех, так как ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1Ин.3;15). Непримиримый гнев и ненависть приносит страшные убийства, как, например, Ирод, избивший Вифлеемских младенцев.
5. Зависть
Зависть, приводящая к всевозможным злодеяниям против ближних. Зависть — желание чужого богатства, чужой славы или чужих талантов. Этот грех, соединенный с отвратительным чувством злорадства, становится причиной жестокости и насилия. Примеры такой зависти: Каин убил брата своего Авеля; фарисеи по зависти предали Спасителя на распятие; Сальери отравил Моцарта.
6. Уныние, отчаяние
Лень и праздность, совершенное нерадение о покаянии до конца жизни, как во дни Ноя. Сегодня уныние психиатры называют депрессией и чумой нашего времени. Уныние — это потеря жизнерадостности, потеря надежды на Бога и Его промысл о нас. В душу проникает тоска, чувство одиночества, оставленности всеми.
Часто эта душевная болезнь выливается в запои, раздражительность, озлобленность, потерю смысла жизни. Опасность такого состояния в том, что оно может привести человека к безысходности, отчаянию и самоубийству.
7. Гордыня
Гордыня, превозносящаяся над всеми, требующая себе поклонения, гордыня до самообожания, когда человек сам для себя становится идолом. Например, старуха из сказки Пушкина о золотой рыбке. Старуха захотела стать владычицей морскою, чтобы рыбка была у нее на посылках. (Рыбка здесь выступает в качестве Бога).
9 заповедей Нового Завета (заповеди блаженства)
Заповеди блаженства были даны самим Иисусом Христом. Здесь напишу кратко эти заповеди, а в следующей статье дам их подробное толкование.
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешаться.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Не отчаивайся, человек, даже если ты впал в смертные грехи и не можешь освободиться от своих страстей, которые мучают и насилуют тебя. Господь не хочет твоей погибели.
Господь Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего вам умирать?» (Иезек.33;11). Воззовите к Богу за помощью, и Он поможет вам!
Спасибо за статью! Скажите, почему Бог дал заповеди именно в тот момент истории, то есть через Моисея? Почему например не сразу Адаму и Еве?
Мне кажется, потому, что развитие (или падение) происходит постепенно, а не сразу. Если бы Бог сказал Адаму и Еве в раю о сребролюбии, или «не пожелай жены ближнего своего» — они бы не поняли, о чем речь. Такой уровень сознательности соответствует уже людям после грехопадения, которые много нагрешили, и им нужен тормоз для того, чтобы помедленней катиться в бездну. Чтобы было время передумать и опять вернуться к Богу. Этот тормоз в виде заповедей — милость Божия, дающая людям самое важное: время для исправления.
Я думаю, что у Адама и Евы совесть была еще жива, и они могли непосредственно общаться с Богом, который направлял их на нужный путь. Ведь, когда Каин убил Авеля, Бог спросил его, где его брат. А Каин ему ответил: «Что я, сторож моему брату?» Это значит, что Каин мог говорить с Богом. Но со временем люди стали больше грешить, и совесть их стала притупляться, и они уже не могли говорить с Богом, кроме немногих пророков. Тогда и явилась необходимость во внешних заповедях и священстве.
Потому,что Адам и Ева были не готовы понять и принять их. Они ,как часто и мы,поняли ,что натворили , слишком поздно…Вообще, Господь дает нам что-то именно тогда,когда нам это надо для спасения души.
Считается ли смертным грехом для человека неудавшаяся попытка самоубийства,если он, например, принял отраву, но не умер, т.к. его спасли врачи? Будет ли ему прощение?
Если человек обратится к Богу и покается, то Бог его простит. Лишь бы человек остался жив, потому что после смерти покаяния уже нет. В покаянии Бог прощает любой смертный грех, поэтому не надо отчаяваться.
В этом я не сомневаюсь.
Покаяние перед Богом необходимо через священослужителей или достаточно обращения к самому Богу через молитву и искренность покаяния своего?
Покаяние — долгий процесс. В него включена и личная молитва с покаянным чувством, милостыня и другие дела любви к ближнему, искреннее желание исправиться. И, конечно же, исповедь. Без нее никак. Потому что Господь дал апостолам и их приемникам возможность отпускать грехи людям: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
В православии 8 смертных грехов. Это в католичестве их 7.
Какие?